Honsu
Вольная дрянь
И вот наконец пришло время очередной главы литературоведческого опуса ) Так сказать, чтобы не забыть)

Современные литературные жанры

За окном 17 век. Прошла эпоха географических открытий, идет научная и техническая революции. Бесконечные войны двигают прогресс, исследование окружающего мира вынуждает отказываться от привычных взглядов и искать ответы на все новые и новые вопросы, брожение масс подогревает философов... Увеличивается количество людей грамотных, образование становится все более и более доступным. На фоне всего этого происходит отход от общепринятых литературных традиций и норм как в научной, так и в художественной литературе. На протяжении веков основным научным языком была латынь, а литературные традиции античности властвовали в поэтических кругах. Но мир развивался и все менялось. Латинский язык как передовой сменили языки национальные. Научные работы стали писаться и распространяться на языке автора (да что там, сама наука в том виде в котором мы привыкли ее наблюдать сейчас выкристаллизовалась именно в это время) , а художественные произведения стали отходить от описанных Аристотелем норм. Именно в это время появляется упомянутый мною в прошлой лекции четвертый род художественной литературы — лироэпика. Его элементы видны поэмах Шекспира, в романе Сервантеса... и даже в канонических произведениях Мольера заметны следы отхода от традиций. Со временем этот вид окончательно осознает себя в "Гуливере" Свифта и "Робинзоне Крузо" Дэфо, но это уже другие года и другая история. XVII век — переломный для художественной литературы. Если в начале столетия балом безраздельно правили античные нормы эпохи возрождения, то со временем в литературных кругах начинаются споры о том, верно ли ограничивать свободу выражения мысли, нужны ли литературе строгие рамки, или же допускается выход за их пределы. Впрочем, некий выход за грани присутствовал всегда, но ранее он лишь осуждался. Теперь же люди задались вопросом: «а правильно ли это»? Одним из ярых защитников старых традиций был Никола Буало, знатный тролль своего времени. Его яркие, точные памфлеты и сатиры изящно высмеивали попытки современников привнести в литературу что-то новое, казавшееся ему громоздким и помпезным. Но Буало был не только практиком, но и неплохим теоретиком литературы. Он написал несколько работ, суть которых сводилась к тому, что во всем следует следовать здравому смыслу и подчиняться принятым законам и нормам. В этих своих произведениях («Поэтическое искусство», «Критические размышления о Лонгине») он в итоге создает своеобразный «кодекс поэта», описывающий основные требования и восходящий к традициям античных авторов. Впрочем, как это часто бывает, попытка загнать что либо в жесткие рамки свидетельствует лишь о потере контроля. Попытку Никола Буало оценили, его рекомендации приняли за основу, но... лишь одного из многочисленных новорожденных литературных жанров. Его труды стали апологией классицизма. Его вершиной и триумфом. Платину прорвало
Однако, подтачивать эту платину начало гораздо раньше — еще в XII веке, когда появилась всевозможная куртуазная литература, фривольные песни трубадуров и легкая романистика, вышедшая из языческих преданий, смешавшихся с христианскими притчами. Подробно идею романов и их становление мы разберем в будущем, пока же я хочу лишь обратить ваше внимание на забавный факт: долгое время осуждаемые и не очень принимаемые официальной церковью и интеллектуальной богемой (что по сути в те времена в Европе являлось очень схожими понятиями) произведения, именно в XVII веке нашли своего защитника в лице - кого бы вы думали? - французского епископа Пьера Юэ, создавшего «трактат о возникновении романов», в котором он по сути проследил историю возникновения этого жанра, обелили его перед лицом общественности, а так же по большому счету вывел основные его критерии и особенности. И хотя нельзя назвать Юэ создателем романистики как таковой, но с полной уверенностью можно утверждать, что он был ее «акушером», первым теоретиком, поспособствовавшем развитию и признанию романа.
И понеслось. Простонародное смешивалось с возвышенным, творческий поиск заводил писателей в глубокие дебри словесности, желание быть «вне системы» приводило к появлению новых, совершенно неожиданных жанров.
Многие из них до сих пор не выделены в отдельные направления, являясь своего рода «поджанрами» романа различных видов и форм, однако все чаще и чаще о них говорят именно как об устоявшихся тенденциях, поскольку они полностью отвечают критерию самостоятельного жанра как минимум по своей содержательной, а зачастую и по формальной составляющей. Они возникают в точках соприкосновения различных стилей, реальностей и мировоззрений. Проявляются как образы идей, объединяющих авторов и читателей. Рождаются в результате творческого поиска и ухода «за грань».
Из сказок, насквозь пропитанных сажей и дымом технической революции возникла фантастика, из ухода в мистический поиск эзотерических культов явилось фэнтези. Суеверия Южной Америки, наложившись на европейскую реальность привели к появлению магического реализма, а мечты о принце на белом коне выплеснулись в любовные романы.
Детективы — жанр, рожденный холодной логикой Эдгара По, вдохновившегося романом знаменитого в свое время писателя и философа начала 19 века Уильяма Годвина (которого мы еще вспомним, когда будем говорить о журналистике). В своем романе «Приключения Калеба Вильемса»(1794) он рассказывает о человеке, который «стремился проследить разнообразные следствия, порождаемые определенными причинами» и в этом своем стремлении натыкается на страшную тайну, скрываемую его сквайером-работодателем. Впрочем это не завязка сюжета, а лишь фон, на котором происходят основные события этого политическо-филосовского романа. Но посудите сами, чем это не прообраз дедуктивной методологии, воспетая впоследствии Артуром Конаном Дойлем?
Желание людей «отдохнуть за книгой» привело к появлению всевозможных триллеров, боевиков и полицейских романов — произведений, основанных на действии, не перегруженные философскими или какими-либо другими размышлениями. А желание «отдохнуть в другом мире» нашло свою реализацию во всевозможных фантастических боевиках, фэнтезийных триллерах и магических детективах.
Параллельно же со всем этим развивалась другая литература, пропитанная черным юмором, иронией, ощущением безысходности и иллюзорности современного мира. Литература, являющаяся зеркалом эпохи - так называемая «современная классика»... На самом деле литература всегда отражала настроения своего времени (и об этой ее функции я уже упоминал несколько занятий назад), и эти «временные особенности», подобно годовым кольцам деревьев, отпечатались на ее истории.
Кроме того, я не могу не упомянуть один новый вид литературы, который начал формироваться одновременно с описываемым в начале лекции событиями (конец 17-начало 18 века), а именно — публицистику. Общая грамотность общества, а так же желание узнать о происходящих вокруг событиях привели к появлению различных журналов, альманахов, а со временем и ежедневных газет, которые окончательно приняли знакомый нам вид уже к середине 19 века, заняв центральную позицию в общественной и политической жизни государств, став не только источником информации но и мощным пропагандистским орудием. Окончательно сформировался стиль текстов, их лексические особенности, а так же цели публикаций и их форма (очерки, эссе, статьи) — именно в том виде, в котором вы можете наблюдать их на страницах газет и новостных порталов в интернете.

@темы: приятно знать, что что-то знаешь, ХС+, This is my book. And I'm gonna read it!