Honsu
Вольная дрянь
Пришло время продолжить наши литературные вечера. Третья часть "ненаписанного курса" по литературе.


И снова здравствуйте, мои маленькие друзья. Теперь, когда мы изучили основные виды текстов, можно перейти к более подробным классификациям написанных произведений, и здесь уже балом будет править в первую очередь художественная литература. Так получилось, что в большинстве случаев именно она наименее требовательна к формализму, а следовательно — активно способствует развитию разнообразия форм и жанров, тогда как остальные виды литературы чаще всего придерживаются конкретных норм и правил, отказываясь от разнообразия в пользу конкретики и ограничиваются одним-двумя жанрами для каждого вида. Разумеется без исключений никуда, тем более в столь свободном направлении человеческой жизни как использование слова. Огромное количество современных произведений и текстов находятся на стыке жанров, зачастую являясь основателями новых. После технической революции, когда количество текстов (как и их доступность) стало увеличиваться в геометрической прогрессии, число всевозможных жанров так же возросло. Отказавшись от принятых устоявшихся норм, писатели кинулись в бескрайний океан творческого поиска. Комбинируя всевозможные литературные приемы, авторы создавали и продолжают создавать все новые и новые литературные жанры, формы и направления. Именно так появилась упомянутая мной на прошлом занятии литературная журналистика, возник магический реализм, выкристаллизовались новые стихотворные формы... Обо всем этом более подробно мы будем говорить в последующих лекциях, ибо невозможно уложить все в одно занятие, а пока давайте вернемся непосредственно к изначально объявленной теме и поговорим немного углубимся в нее.
Литературные формы — типы текстов, объединенные сугубо формальными особенностями. Для определения литературной формы мы не смотрим ни на смысл, ни на содержание произведения. Что же это за особенности? Формализм как художественная концепция подразумевает под собой восприятие произведение через его форму. В случае с литературой речь идет о следующих моментах: лингвистические особенности и построение предложений, структура текста и его композиционная составляющая, а так же объем и ритмичность. Переводя это все на простой, менее литературный язык, мы можем сказать, что определяя форму произведения мы смотрим на то, как именно оно написано, а не на то, что там сказано. Самый простой и поверхностный пример — это проза и поэзия. Сказав, что данное произведение поэтическое, мы тем самым определяем (пусть и весьма поверхностно) его форму. Однако же это даже не первый шаг, а лишь беглый взгляд по направлению нашего движения, ведь тех же самых стихотворных форм есть огромное количество. Например столь популярные последнее время в русском сегменте интернета «пирожки», вышедшие из традиционных японских хайку. «Пирожок» - это литературная форма, требующая определенного строгого к себе подхода: точное кол-во слогов, а так же отсутствия заглавных букв и знаков препинания. Так же литературной формой может считаться акростих (первые буквы строчек образуют слова и предложения, которые читаются сверху вниз или снизу в верх), книга-игра (весьма забавное направление, в котором читатель сам создает свою историю, переходя между абзацами произведения в зависимости от своего выбора действий главного героя), пьесы (основанные лишь на диалогах и монологах), эссе (короткие сочинения об отношении автора к конкретным предметам и событиям), трактаты (форма, распространенная в научной литературе основанная на рассуждениях на конкретную тему) романы (которые, хотя и считаются жанром литературы, так же подчиняются общим формальным принципам, а следовательно могут быть представлены и как форма произведения) и многое многое другое. Здесь мы плавно переходим к понятию жанра произведения, поскольку если в стихотворных формах присутствуют ярко выраженные особенности, позволяющие абстрагироваться от содержания и углубиться непосредственно в формализм, то в прозе зачастую весьма трудно забыть о смысловой нагрузке. А следовательно, любой текст следует рассматривать комплексно. Впрочем есть одна форма произведения, в которой смысл стоит не на первом месте — это палиндромы: тексты, одинаково читающиеся в обе стороны (самый распространенный пример, написанный Фетом: «А роза упала на лапу Азора»). Ну и наконец, прежде чем мы перейдем к определениям жанра, хочется упомянуть еще одну литературную форму: афоризмы. С афоризмами вышла весьма занятная история, ибо изначально их не писали специально, это были всего лишь цитаты из эссе, романов, философских трактатов, которые своей целостностью поразили читателей и были выделены из общего текста. Со временем это вдохновило многих авторов на попытку создания собственных «микро-философий» - лаконичных высказываний, несущих в себе законченную оформленную мысль. От пословиц и поговорок их отличает наличие автора, а так же не бытовой сюжет.
В отличие от формы литературного произведения, жанр отвечает не только за общую структуру текста, но и за его смысловую составляющую. По сути своей — жанр это совокупность признаков (как формальных, так и содержательных), определяющих принадлежность текста к той или иной группе. Изначально группы эти были строго регламентированы «писательской братией», а жанровые признаки служили канонами для написания произведений. Одна из самых ранних и известных классификаций художественных текстов — «Поэтика», принадлежащая Аристотелю, в которой он подробно разбирает как основные задачи литературы, так и способы выполнения оных. Впоследствии вся изложенная им теоретическая база и практические советы были редуцированы до регламентации жанров. Выделились основные направления, которых строго придерживались:
а) комедия (произведения с юмористическим подходом)
б) трагедия (серьёзное произведение, затрагивающее глобальные события с печальным финалом)
в) драма (изучение проблем взаимоотношения человека и общества).
Так же Аристотель добавил вариант разделения по принципу взаимоотношения автора (рассказчика) к сюжету повествования, названные в последствие родами литературы:
а) эпос (повествование о прошедших ранее событиях, имеющее насыщенный сюжет и обладающее некой степенью объективности)
б) лирика (чувственные произведения, описывающие субьективное отношение автора к затронутой тематике)
в) драма (от слова «действие», подразумевает под собой присутствие нескольких равноценных персонажей без стороннего рассказчика, иными словами любое произведение построенное на диалогах с незначительными ремарками: сценарии.
Обратите внимание, что драма существует одновременно и как жанр и как род художественной литературы.
Со временем появился еще один, четвертый род, объединивший в себе лирику и эпос
г) лироэпика (описание неких, зачастую выдуманных событий, с добавлением авторских эмоциональных оценок. По сути, большая часть современной литературы относится именно к этому роду)
Помимо общей смысловой градации в «Поэтике» так же раскрывались основные формальные предписания, которым было желательно следовать при написании тех или иных произведений. Требования эти в итоге были продуманы теоретиками на столько досконально, что любой отход за рамки не мог возникнуть даже в мыслях. Например известен «Коаленовский трактат» (Х век н.э.) подробно описывающий структуру комедии вплоть до порядка основных реплик и обязательных для использования приемов (Части комедии — пролог, хоровая песнь, эпизод и эксод. Комедия есть подражание действию смешному и неудачному определённого размера, в каждой из своих частей в образах разыгрываемое )
Подобная четкая структура, помноженная на малый процент грамотного населения привела к тому, что на протяжении многих веков принципы написания текстов практически не менялись. Тут и там появлялись отдельные исключения, однако по большей части они лишь подтверждали правила. Нельзя забывать, что люди изучая искусство письма, делали это на основе древнегреческих трагедий, они не видели альтернативных художественных приемов и не знали что может быть иначе. Ведь прочая литература того времени была сугубо церковной, возвышенной, духовной, и подчинялась совсем другим правилам: логическому научному подходу с полемикой и доказательствами. Впрочем, основные принципы научной литературы практически не менялись со времен появления первых трудов. Несколько слов я уже сказал ранее, а позже мы еще вернемся к основным нюансам научной литературы и ее направлений. Но это будет уже не сегодня и даже не на ближайших занятиях.
Уже достаточно поздно, вас всех ждут другие, не менее (а может и более) интересные лекции, и я обещаю что скоро вас отпущу. Но прежде чем мы перейдем к классическому домашнему заданию, я хочу обратить ваше внимание, на то, что мы еще не закончили с темой литературных жанров. Дойдя до позднего средневековья мы замерли на пороге революций. Технической, социальной... литературной. Общее образование, доступность литературы, происходящие социальные процессы и простота (относительная) распространения текстов в итоге привела к появлению огромного количества новых, немыслимых для автора «Поэтики» жанров. Их многообразие захлестнуло планету. И обо всем этом мы поговорим на следующем уроке....

@темы: This is my book. And I'm gonna read it!, приятно знать, что что-то знаешь