Honsu
Вольная дрянь
Но что бы не происходило в жизни, она продолжается, а следовательно следует продолжать выполнять обещания. И теперь у нас на очередь вторая лекция по литературе. А именно - ее виды.

Вот и подошло время следующего занятия. В прошлый раз мы немного поговорили про литературу вообще, узнали, что любой тип написанного текста (ну разве что кроме надписей на заборах) является литературным произведением, обсудили основные функции литературы. Теперь же пришло время перейти от общего к более частным понятиям и определить как можно систематизировать все то многообразие текстов, которые создавались человечеством на протяжении тысячелетий с момента изобретения письменности. Существует два основных понятия, помогающие при классификации написанного: жанр и вид произведения. Очень часто люди не отделяют одно от другого, используют неверные термины при определении типа текста и его направленности, а так же путаются в терминологии. Чтобы этого избежать, на ближайших лекциях мы подробно рассмотрим чем отличаются жанры, рода и виды литературных творений, какими они бывают и что из себя представляют. Впрочем, необходимо учитывать тот факт, что многие современные направления находятся на стыке видов и жанров, образуя весьма причудливые комбинации (например публицистический очерк: с одной стороны он относится к научной литературе (публицистика), однако имеет прямое отношение к журналистике, которая в свою очередь отдельное направление, при этом сам очерк — разновидность рассказа, а следовательно — художественная литература). Так же стоит помнить о том, что невозможно точно определить границы того или иного литературного направления, ведь тексты по сути своей — это отражение эпохи, в которую они были написаны, а следовательно их структура и стиль меняются не только от предназначения и цели написания, но и будут различаться в зависимости от времени и места создания. Например, какой-нибудь географический труд, написанный древними путешественниками будет сильно напоминать современное фэнтезийное произведение, а философские трактаты Гегеля и Платона на столько различны по стилю, что объединить их в один жанр можно только с учетом разницы во времени их написания. Но давайте все-таки перейдем непосредственно к теме лекции.
Вид литературы - это определенная направленность текста, обусловленная его смысловым содержанием и функцией. Иными словами, виды литературы отличаются друг от друга предназначением написанного а также (временами) целевой аудиторией. В интернете вы можете найти огромное количество «видов литературы», описание которых отличается от приведенной ниже классификации. Причина этого была уже объяснена мною ранее — многие говоря о литературе, говорят только о беллетристике, забывая про другие направления, и используют слово «вид» для обозначения подвидов. Мы же сейчас говорим обо всех типах созданных текстов. Существует достаточно обширная классификация видов, однако мы разберем только самые основные:

Художественная литература. По сути своей это наиболее обширная часть литературного наследия человечества, включающая в себя любые тексты, так или иначе являющиеся произведениями искусства, где инструментом выражения становится слово. Именно этот вид литературы изучается наиболее подробно и имеет огромное количество направлений, многие из которых всем вам хорошо знакомы.

Научная литература включает в себя тексты, несущие познавательный характер и являющиеся результатом научных исследований и теоретических размышлений. Тематика подобных работ может быть абсолютно различна: от микробиологии и теории элементарных частиц до описаний географических открытий и философских трактатов. Дада, вы не ослышались — произведения философов относятся именно к научной литературе. Следует обратить ваше внимание на то, что хоть и считается что научная литература несет в себе только достоверные факты и/или результаты теоретических размышлений и логических выводов проверенных тем или иным путем, все таки научно-технический прогресс не стоит на месте, а следовательно научная литература трехтысячелетней давности будет сильно отличаться от современной как с описательной так и с фактологической точек зрения.
Говоря о научной литература стоит так же выделить еще два подвида: научно-популярная и псевдонаучная литература. Первая отличается легкостью повествования и его доступностью. Она рассчитана в первую очередь на популяризацию каких-либо научных идей и в понятной для не специалистов форме рассказывает о происходящем в мире науки. В ней могут встречаться различные художественные элементы, но при этом она полностью соответствует требования научности и достоверности (на тот временной период, когда она была написана). Второй же подтип — псевдонаучная литература. Сам этот термин «псевдо-» или «квазинаука» достоин отдельного изучения и разбора, поскольку весьма близок для различных «магических школ». Изначально он появился как слово, обозначающее «науку» алхимию, уже после того, как от нее отделилась новое направление — непосредственно химия, однако со временем развился во что-то большее. Псевдонаучная литература отличается от научной в первую очередь подходом к предмету: использование непроверенных теорий, отсутствие четко выраженной методологии, примесь различных религиозных течений, принятие постулатов как априори верных (отсутствие экспериментов, цель которых опровергнуть выдвинутое суждение), а так же часто встречающиеся в текстах обещания быстрых и грандиозных положительных эффектов. Тут важно уметь отделить зерна от плевел и помнить, что научный подход всегда подразумевает под собой возможность опровержения.

Следующая крупная группа видов, которую стоит затронуть это всевозможная учебная и справочная литература. Сюда можно отнести словари, энциклопедии, многочисленные учебники и сборники задач, а так же техническую литературу — иными словами, все то, что является развивающими текстами, несет в себе достоверную проверенную информацию, но при этом не может быть отнесено к научной литературе, поскольку не является результатом исследований и опытов.

Так же в отдельную группу можно выделить документальную и мемуарную литературу. По сути своей она находится на стыке научной и художественной: это истории основанные на реальных событиях при этом с долей художественного вымысла. Документальная проза может повествовать о событиях любого времени, не обязательно видимого писателем, однако в таком случае она основывается на различных научных и исторических трудах. Мемуары же подразумевают под собой достоверность описываемых событий, которые лично наблюдал автор.

Кроме того, хотелось бы выделить еще один вид литературы, являющийся так же отдельной научной дисциплиной — журналистика. Данный вид включает в себя всевозможные интервью, короткие заметки о происходящих событиях, претендующие на достоверность, публицистические очерки, включающие в себя мнение автора и т. д. Все журналистские тексты отличает одно — это работы публикуемые в периодических изданиях предназначенных для изучения большими группами населения, несущие в себе сообщения о происходящих в мире социальных, экономических, политических и прочих изменениях и событиях в максимальном приближении к реальному времени. Тут еще стоит упомянуть так называемую «литературную журналистику» - авторские колонки и эссе, написанные с помощью литературных приемов обычно применимых только в художественной литературе. Однако от обычных документальных рассказов и новелл их отличает чуть большая достоверность, актуальность, а так же необходимая в журналистике приближенность ко времени описанного события. Ведь новость, как бы она не была красиво подана, перестает быть таковой уже через несколько дней, а то и часов.

Вот такие вот основные виды литературы существуют на данный момент. Хочу еще раз обратить ваше внимание на то, что я приводил лишь общие направления, без упоминания подвидов и жанров, о которых мы поговорим более подробно в следующих лекциях.

@темы: приятно знать, что что-то знаешь, ХС+, This is my book. And I'm gonna read it!