Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
22:25 

Honsu
Вольная дрянь
Некоторое время назад произошла серия событий, которая в итоге привела к созданию данного поста)

Во-первых, я понял, что меня все равно никуда не пустят, потому что таким как я не место в благочестивых кулуарах выскококультурных и приличных заведений. Личность спорная, скандальная, необразованная, быдловатая. Матерящаяся!111 А еще и имя "девона" вообще-то женское ;-) Ахтунг, паника, верещагин бежит с баркаса!

Во-вторых поразительнейшая бюрократия, охватывающая все стороны жизнедеятельности, включая каникуальные развлечения. Больше отчетов богу отчетов. Больше статистики! Кто с кем спит? Кто во что верит? Кто что-то обещал, но не сделал? База данных неблагонадежных личностей увеличивается день ото дня. Не будем говорить на сколько зелена была трава в прошлом веке, но когда рассмотрение новых предметов скатывается не в обсуждение лекций и текстов, а в перемалывание личностных характеристик кандидатов на испытательный срок, изучение под микроскопом кто с кем дружит и "в какую коалицию он войдет" (перефраз прекрасного от.. "такую коалицию я не допущу";), а так же какова вероятность "крысятничества" от данного индивидума (бугага, няшки, крысят все, кроме тех, кому по причине неимения друзей, просто некому рассказывать), это уже явно не та трава )

К чему я это все? А к тому, что ваш покорный слуга начинает выбрасывать на публику (не пропадать же добру) серию лекций по литературе )


Введение
Мелкие каракули, похожие на каких-то странных, перекореженных муравьев медленно появляются на листе папируса. Точка за точкой, кривая за кривой, они образуют причудливые строчки непонятных, но пленительных орнаментов. Для стороннего наблюдателя, не знакомого со священным искусством доступным лишь избранным, эта картина кажется фантасмагорическим бредом безумца. Для посвященных — это акт созидания. Творения. Из одиночных букв складываются слова, из слов — предложения, из предложений — истории. Написанные, начертанные на различных материалах. Мысли, которые можно сохранить и передать потомкам. Литература.
Сам этот термин, возникший через много веков после появления первого литературного произведения, произошел от латинского слова littera — буква, и в переводе на русский язык означает «написанное». Таким образом мы вполне можем сказать, что любой письменный текст, будь то юридический документ, бульварный роман или древний религиозный трактат является своего рода «литературным произведением».

В современном мире многие считают литературой лишь то, что несет в себе некую художественную составляющую — рассказы, романы, поэмы, стихотворения. Иными словами те жанры, которые французы называли беллетристикой, хотя даже само это слово явно указывает на то, что все это лишь подвиды литературных произведений: belle letters — изящная литература. Отсюда возникают такие понятия как «литературный язык», «литературный кружок»... Да и школьный предмет «литература» подразумевает под собой изучение именно художественных произведений. Однако наша современность — это лишь маленькая точка на бесконечном луче человеческой истории и негоже нам отворачиваться от прошлого. На наших лекциях мы постараемся рассмотреть все многообразие литературных видов и жанров, обсудим некоторые значимые произведения, которые оказались за бортом курса «школьной литературы», в ретроспективе изучим становление современных направлений и тенденций. Посмотрим на литературу не только как на отдельные художественные произведения, но и поговорим о влиянии исторических событий на развитие этого искусства, ведь нельзя изучать частности с отрывом от общей картины.

Подобно тому, как анализ литературных произведений помогает понять происходящие в те времена события, так и знание истории способствует пониманию принципа развития литературных направлений. В древние времена искусством письменности и навыками чтения владели единицы, и основной задачей литературы была передача знаний. Жреческие каноны и религиозные мифы, открытия, сделанные учеными и события, достойные упоминания. Благодаря желанию записать и сохранить важные идеи современников до нас дошли, например, философские концепции Сократа, который, как известно, мысли свои излагал только в устной форме. Высказывания же иных, не имевших столь преданных учеников, растворились во тьме веков, дойдя до нас лишь в виде легенд и обрывочных преданий. Постепенно в тех или иных районах планеты уровень грамотности населения повышался, и в литературе появился еще один вид — художественный. Сначала это был записанный фольклор и легенды, потом — собственные истории «на тему». Особое развитие в просвещенной Греции получили произведения для театральных постановок: к культуре хотели приобщиться многие, в том числе и безграмотные, граждане. И актеры, читая написанные специально для них пьесы, способствовали этому. Но все равно на протяжении веков литература оставалась искусством для избранных. Все перевернула промышленная революция и изобретение печатного станка. Отпала необходимость в ручную переписывать книги, появилась возможность выпускать их тиражами в десятки, а потом и сотни экземпляров. Все больше и больше людей начинали учиться читать и писать, а следовательно — увеличилось количество литературных произведений. Если раньше кто-то просто рассказывал детям сказку на ночь, то теперь он мог записать ее и издать, как это сделал, например Вильгельм Гауф, сочинявший волшебные сказки для детей своего работодателя. Но сколько людей, столько и взглядов на окружающий удивительный и развивающийся мир. Доступность литературы привела к увеличению количества всевозможных жанров и направлений. А технический прогресс и повышающийся уровень общей образованности лишь способствовали разноплановости появляющихся произведений, которых становилось все больше и больше, пока наконец книги из редких ценных раритетов не превратились в ходовой товар, доступный каждому. К сожалению количество далеко не всегда пропорционально качеству, а доступность предмета зачастую уменьшает интерес к нему. Впрочем, несмотря на это, литература до сих пор есть и остается важнейшим элементом человеческого существования.

Ленин как-то сказал, что «из всех искусств, важнейшим для нас является кино». Не буду подробно комментировать это высказывание, хочу лишь обратить ваше внимание на одну маленькую деталь: слова «для нас». Суть в том, что кино является одним из прекраснейших инструментов пропаганды, ибо закладываемые им зрительные образы сильно ограничивают полет фантазии зрителя. Смотря фильм, человек видит то, что хочет показать ему режиссер. По сути он смотрит на происходящее на экране не своими глазами, а глазами оператора. В литературе же все совсем по другому. При прочтении любого текста, человеческое воображение создает в мозгу различные образы, которые ассоциируются с написанным, и для каждого человека прочитанное будет выглядеть совершенно по разному. Бесспорно, буквы и слова останутся для всех одинаковыми, однако восприятие будет различным в зависимости от многочисленных факторов: от воспитания, воспоминаний, жизненного опыта, багажа знаний читателя, до настроения на момент прочтения произведения. Самый простой пример: предложение «Вася сел на стул». У каждого будет свой «Вася» (знакомый, выдуманный, увиденный), у каждого будет свой «стул» (жесткий деревянный, железный, обитый замшей, резной и позолоченный), сам процесс посадки так же будет различаться у каждого человека. Ну и разумеется многие додумают еще и фон, о котором в предложении не было сказано ни слова. А может быть и целую ситуацию — где-то в подсознании этот Вася опоздал на урок, постучался в дверь, зашел в класс и, пройдя к своей парте сел за стул и приготовился слушать учителя. К этому добавится класс, школа, одноклассники, учитель у доски... А у другого человека будет совсем другая ситуация и совсем другая история. Это лишь один из примеров того, как написанное интерпретируется нашим разумом. Поэтому смыслов и образов в литературных произведениях, на сколько бы подробны они не были, столько же, сколько читающих их людей. Даже в научной литературе, в исторической, технической — каждый человек по своему будет визуализировать прочитанный им текст, по разному представлять описанную втулку или корпускулярно-волновую теорию света. К чему я это все? А к тому, что литература, какой бы она не была, несет в себе несколько функций. И если некоторые из них видны каждому, то другие - скрыты, но при этом не менее, а может быть даже и более важны. Помимо классической передачи знаний между людьми, литература позволяет самовыражаться и «найти самого себя» (Л.Н. Толстой), словом влияет на жизнь человека и общества (А.А. Богданов), ну и как вы видели из приведенного выше примера — способствует развитию фантазии и мышления.

Пока вы не заснули окончательно, я бы хотел по быстрому перечислить основные функции литературы, которые стоит выделить:
Познавательная — несет (возможно даже неосознанно) информацию о жизни людей в эпоху создания произведения.
Информативная — передача знаний между людьми во времени и пространстве.
Социальная — помогает адаптироваться человеку в социуме. Прививает навыки общения, развивает язык, показывает различные примеры жизненных ситуаций и способы реакции.
Гуманистическая — весьма близка в социальной, однако затрагивает больше духовные аспекты личности.
Праксеологическая (от греческого praxis - действие) - влияет на различные общественные процессы
Развлекательная — помогает скоротать время и расслабиться. Отдохнуть от забот окружающего мира отрешившись от проблем.

@темы: This is my book. And I'm gonna read it!, ХС+, приятно знать, что что-то знаешь

URL
Комментарии
2015-08-03 в 22:32 

Рэбэль
Кошка вздорная
Мне больше нравится слово "рекреативная" :laugh:

Юху, добавила в цитатник, почитаю внимательно твои труды )

2015-08-03 в 22:45 

Eflame
Здравствуй, Эфи, любительница морских гадов
Отлично, как раз у меня всякие лекции и курсы приличных мировых универов закончились, в июле-августе-)) прелесть

2015-08-03 в 23:07 

Honsu
Вольная дрянь
Рэбэль, я подумал, что не все осилят такие сложные слова ) а так - развлекательная и всем понятно 0)
У меня там к этой лекции еще и вопрос был придуман...
1. Можно ли назвать лекции в аргемоне литературными произведениями. Свой ответ - обоснуйте :D

URL
2015-08-04 в 08:47 

Хеллечка
Дриксенская заечка
Ты как будто бы читал в подлиннике всё то, что описал?) Лучше этим заделись)))

2015-08-04 в 11:10 

Honsu
Вольная дрянь
Я няша и много читаю ;-)
Подлинники конечно нет - рукописные архивы хранятся в различных библиотеках, куда доступ открыт отнюдь не каждому, но переиздания видел, чо)

URL
2015-08-04 в 16:02 

Хеллечка
Дриксенская заечка
Я бы и с переизданием ознакомилась)))

2015-08-04 в 17:19 

Honsu
Вольная дрянь
если в цене сойдемся ;-)

URL
2015-08-04 в 23:25 

Хеллечка
Дриксенская заечка
Какая стартовая?)

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

диалектика тавтологии

главная