Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
06:04 

Honsu
Вольная дрянь
Набрел я тут недавно на одно интересную дискуссию на тему того, почему некоторые люди говорят об атеизме как о религии, откуда это пошло и т.д. Конечно же оный диспут перешел и на более высокие материи - что есть вера, что есть религия, агностицизм, атеизм и прочее. В дискуссии я поучаствовал, но она навела меня на кое-какие мысли, которые решил записать и тут. Ради практики, не более )


И начнем мы пожалуй с самого начала — с азов и основных постулатов. Но постараемся сделать это кратко и быстро, пройдясь по основным пунктам.
Вера. По сути своей, если отбросить всякие красивые словеса, вера является принятием чего-либо за истину без эмпирических доказательств. Иными словами, я верю что существует бог, я верю, что существуют розовые пони, я верю что завтра мне повезет... Но вера может быть и со знаком минус: я верю, что мне не повезет, я верю, что бога не существует и т. д. Конечно, можно сказать и «я не верю, что...» вместо «я верю, что не», но от этого не меняется ни суть, ни смысл. Потому что означают эти две фразы одно и то же: «у меня нет доказательств, того что чего-то не существует.... но я считаю, что его нет». В любом случае мы получаем, что без наличия подтверждающих фактов признание чего-то действительным является лишь верой. И происходит это в духовном плане или физическом — совершенно не важно. Потому что так получилось, что слово «вера» имеет не только религиозный окрас.
Религия. Тут все просто. Она держится на трех столпах: вера, догма и канон. Где вера - полно принятие постулата о существовании высших сил без эмперических док-в, догма - священное послание, которое может быть как устное, так и письменное (что чаще), канон - регламентация жизненных устоев и моральных ценностей общества, основанных на первых двух пунктах. Остальное не более чем украшения и блестки.
В итоге мы получаем, что современный атеизм по сути своей не является религией, поскольку не имеет ни догматов, ни канонов, однако остается верой. Верой в отсутствие бога или богов. Кроме того, следует помнить об исторической ситуации, при которой атеизм появился и развивался. В самом начале атеистами называли материалистов. Людей, которые выступали против чрезмерной религиозности. Многие из них отнюдь не отрицали существование бога или богов, просто говорили, что они второстепенны. Или же что они ушли на покой и не стоит их более тревожить, а следует уделять больше внимания мирским проблемам. Или же, что к творению они имеют весьма слабое отношение, и скорее это человек влиял на их становление, а не наоборот. Иными словами, в античные и до-античные времена, атеизм являлся философским течением, выступавшим за главенство мирского над духовным, выступавшим против обрядовости и чрезмерной власти жречества, но при этом не отрицавшем божественных сущностей — он лишь не придавал им никакого значения. Во времена средневековья атеизм превратился в отрицание бога, а точнее его превратили в оное. Атеизм — одно из церковных преступлений, каравшихся смертью. Он приравнивался к колдовству и сатанизму. Считалось, что тот, кто подвергает сомнению существование бога одержим бесами и должен быть спасен путем уничтожения. В ответ на это, многие последователи материализма и скептицизма выработали новое направление — деизм, которое позволяло бы им выступать против религиозности и догматики, при этом оставаясь в живых, поскольку они признавали существование бога и не особо хулили на церковь. И лишь к 18-ому веку, после всевозможных церковных реформ и социальных процессов в европейском обществе, появляется тот атеизм, который мы видим сейчас. Отрицание существования бога, неприятие церковных догм, антиклерикализм. При этом первое окончательно стало синонимом атеизма только после активной антицерковной пропаганды в СССР, и уже к середине 20-ого века, атеизм стал не просто материализмом с примесью деизма, а полноценным неверием в божественные откровения, высшие силы и т. д. При этом, во время борьбы между светскими и церковными властями на протяжении последних веков первые на столько активно продвигали атеизм в любых его формах в массы, что по сути своей бОльшая часть населения земного шара превратилась в «атеистов позднего средневековья». Многие из тех людей, которых сейчас можно назвать верующими, и которые себя считают таковыми, по меркам средневековой Европы были бы просто последними атеистами. Но термин в очередной раз претерпел изменение, и теперь, помимо материализма, означает еще и неверие в божественность.
Впрочем следует помнить, что сколько атеистов столько и атезимов, и отсутствие строгого канона не позволяет нам грести под одну гребенку всех представителей данного течения.
А сейчас мы наблюдаем следующий шаг его развития: последнее время происходит процесс превращения атеизма в религию. Например, появляется первая атеистическая церковь. На данный момент популяризация этой идеи исходит в первую очередь, внезапно, от самих атеистов и представляется как способ борьбы с засильем религиозных верующих. Поскольку всевозможные законы о защите религиозных чувств не распространяются на людей не верующих, они пытаются подогнать атеизм под религию и тем самым законодательно защитить право на свое мировоззрение.

@темы: приятно знать, что что-то знаешь, Размышление о вечности

URL
Комментарии
2015-02-09 в 14:48 

ochen_tiho
Смотри мне в лицо, живой человек, я - это - я, а ты кто?
грустно глядя в текст
Из всех прочих конфессий более всего меня задрали таки атеисты. И таки канон у моих знакомцев вполне был. И догмы, если подумать я могу собрать. И я не про поклонников макаронного монстра.
Блин, ко мне кришнаиты приставали в жизни один раз, сектанты протестантских деноминаций - раза три, православные вообще ни разу - но это все потому что я очевидно добра и дружелюбна, большая же часть знакомых атеистов пыталась бегать по моим мозгам со списком программной литературы
На всякий - речь идет об упы урод дивных людях которым чужая позиция действительно жить не дает, которые с удовольствием обзаводятся предметами с символикой и способны читать специально обученные паблики.
И в напрочь не способны осознать идею, что мне, к примеру вообще все равно, есть, нет...

извиняюсь, наболело.

2015-02-09 в 22:40 

Honsu
Вольная дрянь
Воот, воот, теперь ты понимаешь как себя чувствуют люди далекие от религии, когда им из телевизора крест пихают :kkk:

URL
2015-02-10 в 00:44 

ochen_tiho
Смотри мне в лицо, живой человек, я - это - я, а ты кто?
знаешь, с крестом легче. выключил тв и все. православные головного мозга тоже издалека видны. а тут кто-то из твоих на твой взгляд вменяемых знакомых кааак начнет свое очередное как ты можешь не понимать что... в общем у каждого своя боль, да )

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

диалектика тавтологии

главная